На этом форуме изучается арабский язык, русско арабский язык, изучение арабского языка

Форум для арабистов, изучение арабского языка

Форум для арабистов и востоковедов

Войти/Зарегистрироваться · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » СТРАНЫ АРАБСКОГО ВОСТОКА » ЕГИПЕТ » В пределах лотоса Нила: места, люди, история » Мечеть Ахмада ибн Тулуна. Уникальная жемчужина Каира.
Мечеть Ахмада ибн Тулуна. Уникальная жемчужина Каира.
ramaari
Оффлайн
Дата: Четверг, 2017-08-31, 6:30 PM | Сообщение # 1
ramaari
Постов: 5
Многие любят Восток за его многоликую яркость. Изощренные узоры орнаментов на
уходящих в сизую сумеречную высь потолках, жаркая сутолка пестрых улиц, разноцветье
и шум во многом сохранивших свой древний облик базаров, ярко-зеленое неожиданное
вспархивание неведомо откуда взявшегося попугая и его пронзительный вскрик, уносящая в другой мир
сила восточных запахов, музыки, песен и танцев, над головой бесконечное солнце,
а впереди и позади песчаный ветер, опаляющие веки и ослепляющие мысли дни,
затаившаяся под пальмами напряженная и жгучая мгла ночей. Нельзя не сдаться
перед лицом Востока, посмотревшего тебе прямо в глаза, нельзя не впустить в
себя беспокойное дуновение чуждой жизни.
Но не всегда восточный образ именно таквырисовывается перед нами.
Порою он бывает простым, бесхитростным, строгим и
равнодушно покойным. В своей тишине и замкнутой обособленности этот образ не
так бросается в глаза, но зато именно он имеет гораздо более сильное и захватывающее
воздействие на душу, проникая и оседая в ней каким-то полуэфемерным импринтом,
так, что потом и не вспомнить, было ли увиденное реальностью, явью или нечто
привидившемся.
Сегодня мне захотелось написать о месте, гдетакой лик Востока материализовался в полной мере.
Это мечеть Ахмада ибн Тулуна, одна из древнейших и прекраснейших мечетей Каира, возведенная в 877-879 годах.
Древнее ее только мечеть Амра ибн ал-Аса (641 год), а прекраснее ее, на мой
взгляд, в Египте и не найти.  Это еще и самая большая по площади мечеть Каира.

Мечеть Ахмеда ибн Тулуна чрезвычайно отличается от всех других мечетей
Каира своим духом и атмосферой, это
загадочное, живущее своей жизнью и в своем времени древнее существо, закрытое
для тех, кто не способен уловить и переключиться на его волновую частоту. Эта
исключительная и неповторимая сущность полностью подчинила себе окружающую
материю, так что и с архитектурной, чисто внешней стороны мечеть Ибн Тулуна
абсолютно уникальна. Но самое удивительное - это то, что есть египтяне (даже
образованные, родившиеся или живущие в Каире), которые не знают о ней, никогда
о ней не слышали и никогда там не были. Точнее сказать, это мне сначала
показалось удивительным, но потом я понял, что они не знают о существовании
мечети не потому, что они не знают, а потому, что мечеть их не знает и знать,
по всей видимости, и не желает. Это избирательная мечеть, своего рода арабо-мусульманский
архитектурный сфинкс.

Сущность-мечеть, как следует из названия,доверила свое возведение Ахмаду ибн Тулуну (835-884 гг.),
основателю династии Тулунидов, имевшему тюркское происхождение, родившемуся предположительно в
Багдаде и получившему образование в городе Самарра. Легенда гласит, что Ахмад
ибн Тулун тосковал по местам, где прошла его юность и молодость, поэтому он
решил возвести строение, которое напоминало бы ему места ушедших дней. От
других городов Саммара отличалась и отличается единственной в своем роде мечетью
с необыкновенным спиралевидным минаретом.

Он называеся الملوية (ал-малвиййа) от словамалвиййун (‘cкрученный’, ‘закрученный’). Похожий галактический минарет
имеет и мечеть в Каире.
Каирский минарет вызывает менее вавилонские ассоциации за счет меньшего количества витков, в то же время именно эта
особенность делает минарет более условным и эфемерным, он как будто намекает на
некую идею, подводит к ней, но не воплощает ее явным образом, оставляя
смотрящему право не уловить ее. Сами же мечети достаточно похожи друг на друга.
Они имеют не только родственный дух, но и практически одинаковый план. Если
стоять лицом к современному входу в мечеть (север), минарет будет расположен с
восточной стороны, там он соединяется с внешней мощной стеной, окружающей всю
мечеть. Эта стена имеет замолкший древний вид и высится как непреступный утес,
особенно сейчас, когда из множества высоченных дверных проемов с поражающими
воображение громадными дверями открыт лишь один. Когда выбравшись из каирского
лабиринта выходишь к мечети, возникает чувство, что ты корабль с веселой и лихой
командой на борту, неожиданно наскочивший на огромный, равнодушный к вашему
веселью, непостижимый айсберг. Хочется смолкнуть, отстать от своих спутников и остаться
одному наедине с этим древним дыханием времени, с памятью о том, что было здесь
более чем за тысячелетие до твоего рождения.

Поскольку мечеть стоит на заметной возвышенности, впечатление, что поднимаешься в некое сакральное место
усиливается. Более того, согласно одной из известных местных легенд, это именно
тот холм, на котором остановился ковчег Ноя после потопа (а вовсе не гора
Арарат!).
Сама мечеть окружена типичным небогатым районом с простым населением и пыльными (а местами и грязными) улицами,
грохотом многомиллионого города, всем тем, что составляет довольно неприглядную
(для условного среднего человека) оборотную сторону блестящей восточной истории.

Вот почему сюда ни в коем случае нельзя ехать на такси! Приехав в мечеть на такси
(как это многие и делают, чтобы не запачкаться в замусоренных переулках),
Вы не сможете толком оценить особенности ее пространственного  расположения,
осознать, насколько оначужеродна окружающему ее фону и понять не только ее внутреннюю, но и внешнюю
обособленность. К этой мечети нужно медленно подходить издалека, а не нагло подъезжать
в автомобиле. Поэтому интереснее всего (в случае, если Вы любознательны, не
боитесь пыли и любите гулять пешком) просто доехать до ближайших станций метро
(Саад Заглюл, а еще лучше до ас-Сеййида Зейнаб, хотя я одно время вообще ходил
из одного конца города в другой пешком, так как это намного интереснее метро),
а далее идти неспеша, ориентируясь интуитивно или спрашивая людей, одним
словом, лучше бродить до тех пор, пока не увидите вдалеке минарет, карту
желательно забыть дома. Да, места там далеко не самые комфортные, но зато какие
колоритные! Нужно именно плыть через это шумное людское море, плыть, разводя
руками весь гам и всю грязь, плыть, плыть и наконец выплыть прямо к мечети. По
пути заодно осмотреть и другие мечети, там их не мало. Но чем ближе к нашей
мечети, тем тише становится все вокруг (или это мне только так показалось
однажды?). Вот вы подошли, поднялись к первой стене и прошли ее, как будто
сняли какое-то покрывало с души, за первой стеной уже почти ничего не слышно от
всего того, что осталось позади, вот Вы прошли по камням между первой стеной и
стеной мечети как по мосту между мирами, через барзах, вот высокие каменные
ступени, Вы идете вверх...Падает еще одно покрывало с души. И вот наконец Вы
вошли и стали самим собой.

Прикрепления: 6610507.jpg(110.8 Kb) · 6891623.jpg(60.7 Kb) · 9044455.jpg(94.9 Kb) · 7813400.jpg(18.9 Kb) · 9731513.jpg(105.8 Kb)


Сообщение отредактировал ramaari - Четверг, 2017-08-31, 7:13 PM
ramaari
Оффлайн
Дата: Четверг, 2017-08-31, 7:07 PM | Сообщение # 2
ramaari
Постов: 5

Мечеть Ибн Тулуна отличаетнедостижимая в своем величии, божественная простота. Никакой нарядный восточный
узор, яркость, гипнотизирующая сложность декора, разноцветная вычурность, никакие
огромные купола и изящнейшая паутина мукарнасов не сравнятся по красоте с этими
полными достоинства чистыми строгими линиями, холодными изящными арками,
пустыми, уводящими в сумрак длинными пролетами, где летают лишь ветер и голуби.
Нет никаких архитектурных излишеств и практически никаких украшений, а те, что
есть, столь скромны, что не бросаются в глаза, не обращают на себя внимания
либо же вовсе скрыты для беглого взгляда. Есть только выразительность строгой
лаконичности, выверенность замысла, прохладный покой.

   Мечеть была бы еще проще, если бы не купол,возведенный в самом центре внутреннего двора над фонтаном для омовений  (т.н. сабиль). К комплексу мечети онбыл добавлен значительно позже (в XIII веке), и, если своим обликом сама мечеть отсылаетк мечети в Самарре и далее к вавилонским истокам, то куполообразный свод вносит
характерный мамлюкский дух, хорошо знакомый всем, кто бывал в знаменитом городе
мертвых.

   Тем не менее купол органично вписался вобщий ансамбль, так как он также прост и также красив, как и все остальное. Перефразируя
известную поговорку, мечеть Ибн Тулуна - это как раз то настоящее золото, что
не блестит ярко и не отсвечивает. Во всем чувствуется величие, спокойствие,
безразличное достоинство красоты, не знающей, что смотрящие на нее не могут
отвести глаз, что она так красива. Это настолько самодостаточное, настолько не
вовлеченное во все, что происходит вокруг, место, что Вы просто выпадаете из
своего времени, ступив туда. Там нет ничего и там есть больше, чем все, как бы странно
это ни звучало. Там всегда мало людей. Там никто и ничто не помешает Вам прийти
на самую, как писал один уважаемый автор, важную встречу в этой жизни, на
встречу с самим собой. Там можно провести весь день и не заметить. И там стоит
удивительная тишина, такая, как будто мечеть находится не в центре Каира, а за
сто километров от него в безлюдной пустыне. Это одно из лучших мест в Каире для
отдыха, спокойного размышления, молчания.
   Возможно, именно поэтому мечеть, хотя исчитается туристическим местом, не очень популярна. Сюда люди почему-то не
доходят. Зачем же молчать, когда можно весело болтать и смеяться. Я и сам  люблю и как никто ценю душевную иинтеллектуальную живость и остроту, но всегда есть люди и явления, до которых
мы пока не доросли, которым следует тихо внимать. Айсбергу безразличны
настроения на корабле. В мечети Ахмада ибн Тулуна остается только умолкнуть в
глубочайшем подчтении к этой вещи в себе. Без единого проявления, жеста,
дуновения направленных в Вашу сторону, эта мечеть выводит Вас в другое
измерение. Удивительное место, достойное самого вдумчивого и глубокого
созерцания. Лучше всего посетить его в компании самого себя или только близких Вам
по духу людей.

Прикрепления: 3312371.jpg(240.1 Kb) · 4854550.jpg(307.5 Kb) · 8583919.jpg(24.0 Kb) · 2984840.jpg(165.2 Kb) · 7588654.jpg(144.6 Kb)
Форум » СТРАНЫ АРАБСКОГО ВОСТОКА » ЕГИПЕТ » В пределах лотоса Нила: места, люди, история » Мечеть Ахмада ибн Тулуна. Уникальная жемчужина Каира.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форум для арабистов

Форум для арабистов предоставляет возможность всем, для кого арабский язык является частью профессии и жизни, продолжать изучение арабского языка бесплатно, используя материалы форума. На нашем форуме доступна информация про арабский язык, арабские страны, культуру, историю, политику, экономику и жизнь стран и народов Ближнего Востока, Персидского Залива и севера Африки. Вместе с нами вы можете обсудить вузы,центры обучения арабскому языку в России и за рубежом,возможности стажировок, книги, учебные материалы,электронные ресурсы, созданные в помощь переводчику-арабисту. Богатый и чарующий своей красотой арабский язык это не только частичка таких стран, как Тунис, Йемен, Оман, Палестина, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Сирия, Ливан, Ирак, Алжир, Ливия, Судан, Египет, для которых он является официальным государственным языком. Арабский язык - это язык народов, культур, цивилизаций. Рады приветствовать Вас на первом форуме для арабистов и специалистов со знанием арабского языка, востоковедов, переводчиков арабского языка.

Вверх